Содержание материала

Приказ Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 о ВРИ
https://docs.cntd.ru/document/573114694

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПРИКАЗ от 10 ноября 2020 года N П/0412
Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2010, N 30, ст.3998), пунктом 1 и подпунктом 5.26(7.19) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст.3052; 2020, N 7, ст.855),

приказываю:

1. Утвердить классификатор видов разрешенного использования земельных участков согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (зарегистрирован Минюстом России 08.09.2014, регистрационный N 33995).

Руководитель
О.А. Скуфинский

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 12 февраля 2021 года N 68
О признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540,

 =====

Жилая застройка

Размещение жилых домов различного вида.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.3, 2.5-2.7.1

2.0

(Строка в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года приказом Росреестра от 30 июля 2021 года N П/0326. - См. предыдущую редакцию 
удалено  __  за исключением:  -  с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха)

Для индивидуального жилищного строительства

Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости);
выращивание сельскохозяйственных культур;
размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек

2.1

(Строка в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года приказом Росреестра от 30 июля 2021 года N П/0326. - См. предыдущую редакцию
-
изменено - ранее -  "размещение индивидуальных гаражей")

Градостроительный кодекс
https://docs.cntd.ru/document/901919338?fbclid=IwAR1I8fsofh_OXNhSqzD9zE4UK2Ml6G614sNN6HyuLvD7pRcuuFSZ__2eGyU

39) объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ)


МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ
ПРИКАЗ  N 540 
от 09.09.2014 
Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков  
(с изменениями на 4 февраля 2019 года)
http://docs.cntd.ru/document/420219456 
Утратил силу с 5 апреля 2021 года на основании
приказа Минэкономразвития России от 12 февраля 2021 года N 68
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс" 


RU_ Назначение и вид использования земли для средств размещения. Законодательство и практика.
Конституция РФ http://constitution.kremlin.ru/
Земельный кодекс РФ http://docs.cntd.ru/document/744100004
Градостроительный кодекс РФ http://docs.cntd.ru/document/901919338

Вопрос-ответ в интересах потребителей-туристов

http://expertresort.ru/faq
- по оказанию услуг туристам в жилых домах на ИЖС,
- по их классификации на гос. "звезды" /"без звёзд",
- по получению ими Свидетельстве категории по ФЗ 132 и ПП 158,
- по
получении ими Свидетельство категории по  СДС "СРЗ" по ФЗ 162 и ГОСТ Р 51185


Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.)
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72002294/

Верховным Судом Российской Федерации, в соответствии со статьями 2 и 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, проведено обобщение судебной практики.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 части 2 и 3 ).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению
- к основным видам разрешенного использования,
- к условно разрешенным видам использования
и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

 В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).

Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Как показало обобщение судебной практики по указанным вопросам, суды в целом правильно применяют законодательство при рассмотрении дел по спорам об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Однако на практике возникают сложности
- при установлении круга субъектов, управомоченных на изменение вида разрешенного использования;
- при учете особенностей ситуаций, когда допустимость изменения вида разрешенного использования ограничена,
- процедурных особенностей такого изменения;
- при определении последствий несоблюдения установленных процедур
- последствий использования участка с нарушением предусмотренных ограничений.

Настоящий Обзор подготовлен с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по указанным вопросам.

Далее по ссылке
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72002294/

Геленджик 2019
https://sudact.ru/regular/doc/N6Hy4c3tLIdc/?page=2&regular-court=&regular-date_from=&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=&regular-workflow_stage=&regular-date_to=&regular-area=1001&regular-txt=%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B&_=1589293942589&regular-judge=&snippet_pos=98&fbclid=IwAR1RqVVeFV_n4z-D8m0GkTGJQKIoKsOW9OmLTKffsk9s3U6nRTIRTsk2ASs#snippet

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Писаев А. В. является собственником:
- земельного участка площадью 1268 кв. м. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, по адресу: <адрес>, что подтверждается записью о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома площадью 194,8 кв. м. с кадастровым номером № количество этажей 2, по адресу: <адрес><адрес>, что подтверждается записью о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, площадью 138,2 кв. м. с кадастровым номером №, количество этажей 3, в том числе подземных 1, по адресу: <адрес>, <адрес> «<адрес>, что подтверждается записью о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке № из правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес><адрес>, расположен в зоне садово-дачных товариществ, в которой перечнем основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства предусмотрены садовый дом, дачный дом.

Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в результате осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования город-курорт Геленджик на принадлежащем Писаеву А.В. земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>», <адрес> с видом разрешенного использования «для садоводства» расположены объекты капитального строительства: в трех уровнях с кадастровым номером № в двух уровнях с кадастровым номером №, которые по своим параметрам не соответствуют признакам объекта индивидуального жилищного строительства, а представляют собой строения гостиничного типа, поскольку на этажах капитальных строений расположены обособленные, не сообщающиеся между собой помещения, имеющие выход в общий коридор.

Фотоматериалами, а также информацией из сети «Интернет» подтверждается, что в летний период вышеуказанные строения эксплуатируются в качестве гостевого дома «Номера Люкс на море».

В статье 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в Градостроительном кодексе РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства Градостроительным кодексом РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 22.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», до 01.03.2020 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию , а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта.

Данное положение применяется только в отношении объектов индивидуального жилищного строительства,
в отношении иных объектов ( гостиниц , гостевых домов (?), кафе, многоквартирных домов и т.д.) подлежит применению статья 55 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой разрешение на ввод в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в данной статье), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 45 "Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик", разграничены понятия «индивидуальный жилой дом», «гостевой дом», « гостиница » именно по внутренней планировке (наличию помещений для предоставления гостиничных услуг, количеству гостиничных номеров) и функциональному назначению помещений (для проживания одной семьи, для сезонного размещения отдыхающих и туристов и проживания семьи застройщика, для временного проживания людей).

Так, гостевой дом - строение, предназначенное для сезонного проживания отдыхающих и туристов, возведенное в установленном порядке, предназначенное для проживания одной семьи и размещения отдыхающих не более тридцати человек и с количеством номеров не более пятнадцати. Высота гостевого дома составляет не более четырнадцати метров, количество этажей - не более трех. Иные показатели высоты здания, количества этажей, площади застройки и прочие параметры использования гостевого дома могут быть установлены градостроительным регламентом.
Гостевой дом включает в себя помещения, необходимые для предоставления гостиничных услуг (для отдыхающих (?)) и постоянного проживания (для семьи, содержащей гостевой дом) в соответствии с действующими нормативами. При расчете вместимости гостевого дома допускается не учитывать размещение детей до 10 лет. В пределах участка, отведенного под гостевой дом, организуется гостевая автостоянка из расчета одно машино-место на четырех отдыхающих, одно - на семью, постоянно проживающую в доме. Использовать для организации стоянок прилегающие к дому участки улично-дорожной сети не допускается.

Гостиница - здание, комплекс зданий, предназначенных для временного проживания людей (за исключением гостевых домов).

Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в данной статье), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Соответственно, одним из способов защиты права, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ, выполняющим предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.0

При таких обстоятельствах, учитывая то, что выявленные нарушения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц (жителей муниципального образования город-курорт Геленджик, гостей курорта) на безопасные условия проживания, права и законные интересы муниципального образования (оплата налогов, нарушение полномочий органа местного самоуправления по планировке и застройке территории, нарушение генеральных планов застройки территории, непредусмотренное увеличение нагрузки на существующие инженерные сети и т.д.), заявленные администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации муниципального образования город - курорт Геленджик удовлетворить.

Запретить Писаеву А.В., а также иным физическим и юридическим лицам эксплуатацию двухэтажного жилого дома площадью 194, 8 кв. м. с кадастровым номером №, трехэтажного жилого дома площадью 138, 2 кв. м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в качестве гостевых домов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2019г.

Судья:

Суд: Геленджикский городской суд (Краснодарский край) (подробнее)

Истцы: Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (подробнее)

Ответчики: Писаев Аслан Вахаевич (подробнее)

 


ЮРИСТЫ ONLINE
https://pravoross.jimdofree.com/

Целевое назначение земельных участков

Использование земли не в соответствии с целевым назначением не допускается. Целевое назначение представляет собой основу правового режима охраны и использования земель в соответствии с государственным территориальным зонированием. 
Целевое назначение земельного участка – это установленное законом разрешение на использование земельного участка только в соответствии с той целевой категорий земель, к которой отнесен данный земельный участок.  
Территориальное зонирование – это установление границ территорий (зон), в пределах которых земли обладают свойствами и качествами, необходимыми и достаточными для определенной хозяйственной деятельности.
 
  Земельный кодекс РФ(ст. 7) устанавливает семь основных целевых категорий земель:
- Земли сельскохозяйственного назначения;
- Земли населенных пунктов;
- Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения;
- Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения);
- Земли лесного фонда;
- Земли водного фонда;
- Земли запаса.

В соответствии с основным целевым назначением упомянутых частей земельных ресурсов земельным законодательством установлен и правовой режим их использования в народном хозяйстве.
 
Землями населенных пунктов – земли, расположенные в пределах административных границ различных поселений (городов, поселков, сельских населенных пунктов). Основное целевое назначение этих земель – удовлетворение градостроительных потребностей этих населенных пунктов.
 
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения представляют собой участки земельного фонда, предоставленные юридическим или физическим лицам для осуществления специальных задач в промышленности, на транспорте, в энергетике и других отраслях народного хозяйства. Основное целевое назначение земли в этих сферах народного хозяйства – служить операционным базисом для размещения и функционирования промышленных и иных предприятий и объектов.
 
Особо охраняемых территории – это земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, имеющие статус особо охраняемых территорий, в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан.
 
II. Виды разрешенного использования земельных участков
 
Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.
 
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
 
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
- Основные виды разрешенного использования;
- Условно разрешенные виды использования;
- Вспомогательные виды разрешенного использования.

Подробнее:
Правовой режим земельного участка
Разрешенное использование земельных участков
Виды разрешенного использования земельных участков (классификатор)
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
Первичное установление категории земельного фонда
Изменение целевого назначения земельного участка


Бесплатная консультация юриста по телефону

Регионы России:
+7 (800) 350-83-57

Москва и область:
+7 (499) 938-42-44

С-Петербург и область:
+7 (812) 425-63-03




Гостевой дом на территории для ИЖС
Отправлено 10 мая 2018 - 12:39
http://prohotel.ru/forum/topic/5946-gostevoi-dom-na-territorii-dlia-izhs-v-zhilom-chastn/

 Приветствую.

В городах побережья Краснодарского края сейчас повально Администрации через Суд запрещает физическим и юридическим лицам эксплуатацию объектов капитального строительства (жилых домов) , расположенных на земельных участках под ИЖС в качестве гостиницы либо гостевого дома. После решения Суда отрезают подачу электроэнергии (несмотря на постоянно проживающих там людей-собственников). Ни одна апелляция не была удовлетворена. 

Прошу консультации по вопросу: можно ли как ИП (дом жилой, в частной собственности, на земле под ИЖС, сдан как жилой 10 лет назад) вести деятельность по сдаче в аренду комнат? Налоги по упрощенке, в кодах ОКВЭДы по сдаче в аренду (не по предоставлению гостиничных услуг). В доме есть постоянно проживающие (нужно - зарегестрированы/прописаны будут) люди. 

Собственник одного из таких закрытых по суду домов написал письмо в МинЭкономРазвития. И Получил ответ.

Прикладываю пару постановлений судов в Геленджике и Анапе, Запрос и ответ из МинЭка (и МинЭк не запрещает).

 Проблема: никто не против перевести землю и строения в коммерческое использование, но есть непреодолимые (конструктивные) особенности, которые невозможно устранить, например ширина лестничных пролетов или наличие собственной парковки на расстоянии более 10 метров от здания или количество номеров более 15-ти и т.д.

То есть Дома построены и сданы давно как ИЖС (при этом спроектированы под сдачу внаем отдельных комнат по типу гостевых домов или гостиниц), перевод без перестроения (легче снести) невозможен, в них проживают собственники (как положено и соответствует ответу МинЭка). Собственники готовы выполнить выполнимые требования и платить налоги как положено. А вынуждены прекратить деятельность и оплату налогов, а кто-то - и проживание (без электричества это невозможно)

Прикрепленные файлы 


Разные статусы участков: правовые последствия

26 февраля 2019 Наталья Свистунова, юрист
https://www.cian.ru/stati-raznye-statusy-zemelnyh-uchastkov-pravovye-posledstvija-dlja-pokupatelja-290105/

Что можно делать с землей

Категория земли зависит от цели ее использования. Нас интересуют два вида: земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения. Именно на них чаще всего и приобретаются загородные дома.По общему правилу, земли сельскохозяйственного назначения не предусмотрены для строительства жилья. Возводить там можно ангары или сараи, пригодные для производства и хранения продукции. Но! Сельхозземле может быть присвоен вид разрешенного использования, когда построить дом для жилья разрешено.

важно
Виды разрешенного использования земельных участков (то, что можно делать на земле) установлены в классификаторе (приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540). Их больше сотни, но нас интересуют исключительно участки для личного пользования. Землю можно использовать:
– для сельского хозяйства;
– личного подсобного хозяйства на полевых участках;
– индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
– личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
– огородничества/садоводства.
Виды разрешенного использования не привязаны к конкретным категориям земель, поэтому могут встречаться и там, и там (земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения).

к сведению
Дачное хозяйство исключено из классификатора. Так что остались только садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества (СНТ и ОНТ). Но дачные объединения продолжают действовать под старым наименованием. Сроков для их переименования нет. Так что вы можете встретить и ДНТ, и СНТ. Существование их законно (Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Земли населенных пунктов чаще всего предназначены для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. А земли сельхоз назначения – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, садоводства и огородничества.

Покажем в таблице, где можно строить дом для проживания, а где нет.

Вид участка

Что можно делать на земле

Что можно строить

Сельскохозяйственное использование

Вести сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, питомники, сенокошение, выпас животных и др.)

Нельзя — жилые дома.

Можно — нежилые и сооружения для хранения и переработки сельхозпродукции

Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках

Производить сельхозпродукцию

Для индивидуального жилищного строительства
код 2.1

Выращивать ягоды, овощи, фрукты

Пр. 540) Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости);
выращивание иных декоративных или сельскохозяйственных культур;

Можно — жилые дома, гаражи, подсобные сооружения

Для ведения личного подсобного хозяйства

Производить сельхозпродукцию и содержать животных

Ведение огородничества
код 13.1

Отдыхать и (или) выращивать для собственных нужд фрукты / ягоды
Пр. 540) Осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур

Нельзя — жилые дома.

Можно — хозпостройки для хранения инвентаря и урожая

Ведение садоводства
код 13.2

Пр. 540) Осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей

Можно — жилые дома, садовые (не для постоянного проживания), гаражи, хозпостройки

Садоводство
код 1.5

Пр. 540) Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур

 

Источник: ЦИАН.Журнал

Дома могут быть предназначены для постоянного проживания (жилые) и нет (садовые). Это влияет на вероятность прописки. Если дача пригодна для постоянного проживания, то отказать в прописке нельзя. Кстати, Конституционный Суд РФ озвучил, что регистрация по месту жительства не зависит от целевого назначения участка, на котором возведен дом (постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П; от 30.06.2011 № 13-П). Поэтому вас зарегистрируют в жилище, построенном как на землях населенного пункта, так и сельхозназначения. Главное условие: чтобы на этой земле было разрешено строить жилой дом (при наличии соответствующего вида разрешенного использования).

ИЖС и садоводство: жить можно

Наиболее подходящим для постройки собственного дома и не предусматривающим обязательное наличие сада / огорода является участок для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Земельные участки для ИЖС могут находиться только в составе земель населенных пунктов. Земли ИЖС используются для возведения жилых домов с правом присвоения почтового адреса и регистрации по месту жительства.

Роман Бедакюрист, арбитражный управляющий

Статус земель населенного пункта обязывает местные власти создавать для владельцев таких участков транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру. «Это означает, что участки ИЖС будут обеспечены в приоритетном порядке дорогами, коммуникациями, школами, детскими садами, больницами и прочими социальными объектами по установленным нормативам», — добавляет Наталья Дубина, заместитель руководителя юридического департамента семейства компаний Kaskad Service.

А это в свою очередь приводит к удорожанию таких участков по сравнению с иными. По данным компании «Метриум», разница может составлять 15% и более.

Если земельный надел предназначен для садоводства, то помимо выращивания овощей и посадки плодовых деревьев можно отстроить коттедж для постоянного проживания.

к сведению

Обратите внимание: с 04.08.2018 не требуется получать согласие на строительство дома. Можно уведомить орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство — например, отдел по градостроительству и архитектуре местной администрации, о начале и окончании строительства. Гараж, подсобку или теплицу можно строить и без уведомлений. С 1 марта 2019 года уведомительный порядок о начале и окончании строительства и реконструкции индивидуальных и садовых жилых домов становится обязательным.

Если вы ведете строительство дома без уведомления, то фактически создаете самовольную постройку. Это значит, что суд может обязать вас снести эту самовольную постройку или привести ее в соответствие с градостроительными требованиями. Снос самовольной постройки и приведение ее в соответствие осуществляется за счет собственника земельного участка.

Александр Беднягингенеральный директор Московского областного БТИ

Огород и сельхоз: свой угол не построить

Если покупаете землю с разрешенным сельскохозяйственным использованием или ведением огородничества, то забудьте про домик на природе. Ограничиться придется нежилыми постройками хозназначения.

Огородный участок предполагает постройки для удовлетворения бытовых и иных нужд — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и пр. А сельхозназначение — только постройки для хранения и переработки аграрной продукции.

 

ЛПХ — всё дело в поле

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться как участки в границах населенных пунктов (их еще называют приусадебными), так и за их пределами (полевые участки). Приусадебный используется для производства сельхозпродукции, он пригоден для возведения жилого дома и хозпостроек. А полевой — только для аграрных работ. Жилье там строить запрещено. В первом случае вид разрешенного использования земли — ЛПХ, а во втором ЛПХ на полевых участках.

Участки ЛПХ, расположенные в границах населенных пунктов, могут быть использованы для постоянного проживания и регистрации по месту жительства. Причем цена их будет ниже, чем участков ИЖС, поскольку инфраструктура для них строится по более низким нормативам (допускается размещение школ, садов, больниц, дорог и т. д. в большей удаленности, а коммуникаций в меньшем объеме по сравнению с ИЖС).

Наталья Дубиназамруководителя юридического департамента семейства компаний Kaskad Service

Обычно участки ИЖС расположены в черте города или в коттеджных поселках, а участки ЛПХ в населенных пунктах меньшего размера. Это влияет на продажную и кадастровую стоимость, от которой рассчитывается размер налога.

 

Размер земельного налога

Ставка налога не зависит от категории и разрешенного вида использования земли. Поскольку это местный налог, то он устанавливается муниципальными властями (например, советом депутатов сельского поселения), но не может превышать 0,3% (для земель, предназначенных для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества) и 1,5% (для сельхозземель за пределами населенных пунктов).

к сведению

Конкретный размер можно посмотреть в электронных сервисах на официальном сайте Федеральной налоговой службы (в «Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам»). Вам необходимо только выбрать интересующий субъект и муниципальное образование. 

Чем выше кадастровая стоимость земли, тем выше размер налога (который определяется умножением кадастровой стоимости на ставку налога). Поскольку наиболее высокая кадастровая стоимость на земельные участки для ИЖС, то и налог придется платить значительно выше (например, в Дмитровском районе Подмосковья в близлежащих населенных пунктах он будет в 2–2,5 раза выше, чем ЛПХ, и в 3–4 раза выше, чем для садоводства).

Будьте внимательны: если в течение 10 лет с даты госрегистрации права на земельный участок ИЖС не будет построен и зарегистрирован дом, то к размеру налога применят повышенный коэффициент (2). Для других наделов, где разрешено строительство загородных фазенд, такое правило не применяется.

Категорию земли, форму собственности, кадастровую стоимость участка, его площадь и разрешенное использование вы можете посмотреть в выписке из ЕГРН. Запросите ее у продавца либо получите самостоятельно в бумажном / электронном виде на портале Росреестра. Услуга эта платная и составляет 750 рублей за бумажный документ и 300 рублей за электронный. Эту же информацию можно получить бесплатно на официальном сайте Росрестра, зайдя с главной страницы на Публичную кадастровую карту. В этом случае вам надо либо знать кадастровый номер объекта, либо отыскать его на карте.

Ежемесячное обслуживание

Тарифы на коммунальные услуги (электричество, газ, вода и пр.) за участок ИЖС в среднем в месяц составляют 10–15 тыс. рублей, а за земли для ЛПХ и садоводства — 2–5 тыс. рублей, отмечают в компании «Метриум». Если участок приобретен в садовом или огородническом некоммерческом товариществе, то владельцам земли придется платить еще и членские и целевые взносы.

Ну и в заключение скажем: чтобы определиться с выбором участка, нужно понять, для чего вы планируете его приобрести и какие средства готовы в него вкладывать. Расположение, инфраструктура и прочие факторы значительно влияют на стоимость надела и размер земельного налога, который с каждым годом становится все выше.

Что проверить, чтобы не купить кота в мешке 

Вместе с Марией Архиповой, председателем Ассоциации адвокатов России за права человека, мы составили список подводных камней, которые могут встретиться на пути любого добропорядочного загородного жителя. Вот о чем стоить позаботиться заранее (получить актуальную информацию можно, например, в отделе архитектуры местной администрации):

  • Если рядом проходит дорога, есть водоем или лесной участок, необходимо уточнить план градостроительства. Так вы избавите себя от покупки участка, где собираются делать прокол для вывода сточных вод, вырубать лес для строительства объектов ЖКХ или прокладывать трассу (это популярное решение на дешевых сельскохозяйственных землях, где часто строится и жилье; из юридической практики можно сделать вывод, что чаще всего спорные участки встречались в Раменском районе).
  • Можно прояснить риски строительства АЗС, магазинов, гостиниц или, например, кладбища — очень часто вдоль уже существующего шоссе отложены промышленные земли, так что такой вариант тоже возможен (наличие жилых домов со всех сторон не препятствие, если такая деятельность предусмотрена и разрешена на конкретном участке). Промышленные резервные земли могут стать новой полосой существующего шоссе через 5 лет — об этом, скорее всего, кроме как в местной архитектуре вы не узнаете.
  • Узнайте, какие кабели проходят по вашей земле — связь или газ могут проходить прямо по вашему участку. Если это так, придется заранее подумать о сервитуте и сразу оформить право пользования такой землей (понимая, что низкая цена участка может быть связана с регулярными визитами к вам на участок служб для устранения неполадок).
  • Встречается интересная практика и с шумовой зоной: два участка могут соседствовать, но на одном будут действовать существенные ограничения на строительство, а на другом — нет.
  • Важно помнить, что часто землю ИЖС пытаются использовать для промышленных объектов. Это запрещено (нецелевое использование), поэтому при появлении на ИЖС условного шиномонтажа или мебельной фабрики смело обращайтесь в прокуратуру и в судебном порядке требуйте компенсацию.

Отдельно Мария Архипова просить насторожиться, если на предложенный участок выставлена низкая цена, но участок и район при этом кажутся идеальными.

«Чаще всего или такой участок невозможно оформить, или по его использованию существуют серьезные ограничения. Так, например, в СНТ по Щелковскому направлению продавали участки по привлекательной цене. Позже выяснилось: продавалась земля, принадлежащая водоканалу. Покупать участок в надежде, что именно вам все-таки удастся его оформить, не стоит, если только вы не уверены на 100% в своих аргументах и документах при всех прочих негативных обстоятельствах».

Если хотят изъять участок...

Напоследок собеседница Циан.Журнала дает совет тем, кто уже купил участок, а теперь его хотят изъять для государственных или муниципальных нужд или подвинуть его ради расширения трассы. Подобные истории уже случались — например, при строительстве трассы М4 «Дон» перед Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году, когда на одном из подмосковных участков расширяли трассу для установки пунктов взимания платы. Тогда местные жители выступили против, и планы строительства были изменены: вместо сноса домов ради стоянки грузовиков было построено новое жилье. 

Схожая история была с владельцами домов в СНТ для строительства ЦКАД. Проблема достигла таких масштабов, что практически никого не выселили, переделав все планы строительства, а всё-таки подлежащие сносу дома получили значительные компенсации.

«Против изъятия земельных участков без компенсации говорит и постановление Конституционного суда РФ. Собственники земельных участков, оказавшихся в зонах с особым режимом застройки уже после их приобретения, смогут получить компенсацию за нанесенный своим правам ущерб. К соответствующему выводу пришел Конституционный суд РФ в ходе рассмотрения жалобы жительницы Нижнего Новгорода. Это поворотное решение, так как оно фактически остановило изъятие участков под предлогом расположения их в границах зон памятников истории и природных комплексов».

В случае с покупкой участка в СНТ можно подстраховаться, оформив земли общего пользования и поставив их на кадастровый учет. Здесь придется заручиться поддержкой председателя, который не будет препятствовать в оформлении в собственность ЗОП и спокойно воспримет желание членов СНТ увеличить свои участки за счет ЗОП.

«Без оформления ЗОП в собственность членам СНТ нужно обращаться в администрацию, чтобы присоединить 2 бесплатные сотки. Если решили оформлять, то можно пойти напрямую к председателю и общему собранию. В спокойных СНТ присоединение происходит мировым соглашением, обращением в МФЦ, в сложных случаях — со спорами в суде».

Фото: Игорь Порхомовский, фотосток

 


 Почему нельзя использовать жилой дом в качестве гостиницы на землях для ИЖС?
Автор: юрист Селена Енина · 05.03.2019
https://yonsel.ru/pochemu-nelzja-ispolzovat-zhiloj-dom-v-kachestve-gostinicy-na-zemljah-dlja-izhs/
--------------------------------
При этом можно оказывать гостиничные услуги, как договорные по п.4 ПП 1085,
и получать Свидетельство категории гос. "звезхд"/ ""без звезд"  и СДС "СРЗ" см http://expertresort.ru/faq  )
ФЗ 132
гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации  (ПП31085) , утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
-------------------------------

"Испытывая финансовые трудности, семья решила сдавать в аренду комнаты в собственном доме туристам для сезонного проживания. Почему закон запрещает им использовать собственный жилой дом в качестве гостиницы на землях для ИЖС?
(но не запрещает в качестве не гостиницы)
Дело в том, что в данном случае усматриваются признаки использования земельного участка не по целевому назначению, с нарушением вида разрешенного использования земельного участка.

Закон запрещает использовать индивидуальный жилой дом в качестве гостиницы в целях извлечения выгоды из предоставления жилых помещений для временного проживания в них.
(но не запрещает доход для покрытия затрат на содержания дома и обеспечения семьи для  проживания в доме , как иных нужд связанных с проживанием)

Учитывая, что вид разрешенного целевого использования земельного участка, на котором расположен дом, — для ИЖС, нарушаются требования статьи 42 Земельного кодекса РФ – использование участка не в соответствии с его целевым назначением.

В соответствии с абзацем 1 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно классификатору видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ № 540 от 01.09.2014 года к жилой застройке относится размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.

Ответственность за использование индивидуального жилого дома в качестве гостиницы.
(виды гостиниц определены
в ФЗ 132 ст. 5 только по наименованию  указанному  в п.5 ПП 158)

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, предусматривает ответственность частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ. Согласно названной статье выявление такого нарушения использования земель влечет наложение административного штрафа.

Если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10000 рублей. На должностных лиц — от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20000 рублей. На юридических лиц — от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100000 рублей.

Если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 10000 до 20000 рублей; на должностных лиц — от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.

 


Вопрос землепользования применительно к туризму  не урегулирован в достаточной степени. 

КС
http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/564376912

"Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что единообразное понимание, а значит, и применение правовой нормы обеспечивается соблюдением критерия ее определенности, ясности и недвусмысленности, который вытекает из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства (статья 1, часть 1; статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2; статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, ведут к произволу. Тем самым ослабляются гарантии государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
В этой связи самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы может быть вполне достаточно для признания такой нормы противоречащей Конституции Российской Федерации (постановления от 20 декабря 2011 года N 29-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 16 апреля 2015 года N 8-П, от 2 июня 2015 года N 12-П, от 19 июля 2017 года N 22-П, от 16 марта 2018 года N 11-П, от 25 февраля 2019 года N 12-П и др.).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16 июля 2008 года N 9-П, от 31 января 2011 года N 1-П, от 31 октября 2019 года N 32-П и др.), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.
Вместе с тем право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2).
При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности.
Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.

Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации общепризнанный в цивилизованных государствах принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам и иным правообладателям возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения имущественных прав.
Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года N 3-П и от 16 июля 2008 года N 9-П)."