Закон Украины «О Защите прав потребителей».

http://zakon4.rada.gov.ua/laws/1023-12,8206

Статья 1. определение терминов

19) продукция - любые изделие (товар), работа или услуга, которые изготавливаются, выполняются или предоставляются для удовлетворения общественных потребностей;

Статья 2. Законодательство о защите прав потребителей
1. Законодательство о защите прав потребителей состоит из настоящего Закона, Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины и других нормативно-правовых актов, содержащих положения о защите прав потребителей.

Cтатья 5 . Защита прав потребителей
1 . Государство обеспечивает потребителям защиту их прав, предоставляет возможность свободного выбора продукции, получения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования продукции в соответствии с их потребностями, и гарантирует приобретение или получение продукции другими законными способами в объеме , который обеспечивает уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жизнедеятельности.
2 . Государство создает условия для получения потребителями необходимых знаний по вопросам реализации их прав.
3 . Защита прав потребителей осуществляют центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, другие государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством, а также суды.

Статья 9 . Права потребителя при приобретении товара надлежащего качества
1 . Потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению.
Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом.
Обмен товара надлежащего качества производится, если он не использовался и если сохранен его товарный вид , потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный докумен , выданный потребителю вместе с проданным товаром.
Перечень товаров, не подлежащих обмену ( возврату) по основаниям, указанным в настоящей статье , утверждается Кабинетом Министров Украины .

 

Статья 15. Право потребителя на информацию о продукции

1. Потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена ​​потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги)…

Информация о продукции должна содержать
1) название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, по которым они реализуются ;
2) наименование нормативных документов, требованиям которых должна отвечать отечественная продукция;
3) данные об основных свойствах продукции
6 ) данные о цене ( тарифе), условиях и правилах приобретения продукции ;
6-1 ) производитель ( продавец) в случае выявления недостоверной информации о продукции
(если она не вредит жизни, здоровью или имуществу потребителя ) в течение недели изымает эту продукцию из продажи и приводит информацию о ней в соответствие
;
9 ) гарантийные обязательства производителя ( исполнителя) ;
10 ) правила и условия эффективного и безопасного использования продукции ;
12 ) наименование и местонахождение производителя ( исполнителя, продавца) и предприятия, осуществляющего его функции по принятию претензий от потребителя,

7. В случае если предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и о производителе (исполнителе, продавце) повлекло:
1) приобретение продукции, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, - потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

8. Убытки, причиненные потребителю недобросовестной рекламой, подлежат возмещению виновным лицом в полном объеме.

9. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о продукции или недобросовестной рекламой, необходимо исходить из предположения, что у потребителя нет специальных знаний о свойствах и характеристиках продукции, которую он приобретает.

 

Статья 19. Запрет нечестной предпринимательской практики
1. Нечестная предпринимательская практика запрещается.
Нечестная предпринимательская практика включает:
1) совершение действий, которые квалифицируются законодательством как проявление недобросовестной конкуренции;
2) любую деятельность (действия или бездействие), которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной.

Предпринимательская практика считается такова, что вводит в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется нечеткий , непонятный или двусмысленный образом информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.

 

Статья 21 . Нарушение прав потребителей
1 . Кроме других случаев нарушений прав потребителей, которые могут быть установлены и доказаны исходя из соответствующих положений законодательства в сфере защиты прав потребителей, считается , что для целей применения настоящего Закона и связанного с ним законодательства о защите прав потребителей права потребителя считаются в любом случае нарушенными, если:
1) при реализации продукции каким-либо образом нарушается право потребителя на свободу выбора продукции;
2) при реализации продукции каким-либо образом нарушается свобода волеизъявления потребителя и / или высказанное им волеизъявление;
3) при предоставлении услуги, от которой потребитель не может отказаться, а получить может лишь у одного исполнителя, исполнитель навязывает такие условия получения услуги, которые ставят потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями и/или исполнителями, не предоставляют потребителю одинаковых гарантий возмещение вреда, причиненного неисполнением (ненадлежащим исполнением) сторонами условий договора;
4) нарушается принцип равенства сторон договора, участником которого является потребитель ;
5) любым образом (кроме случаев, предусмотренных Законом ) ограничивается право потребителя на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о соответствующей продукции;
6 ) потребителю реализована продукция, которая опасна , ненадлежащего качества, фальсифицированной ;
7 ) цену продукции определен неправильно;
8 ) документы , подтверждающие выполнение договора, участником которого является потребитель, своевременно не переданы (предоставлены ) потребителю.


Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей
1. В случае нарушения законодательства о защите прав потребителей субъекты хозяйствования сферы торгового и других видов обслуживания, в том числе ресторанного хозяйства, несут ответственность за:
7) отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции - в размере тридцати процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, - в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

 

Раздел III
Общественные организации потребителей (Объединения потребителей)


Статья 24. Общественные организации потребителей (объединения потребителей)
3 . Государство поддерживает деятельность объединений потребителей .

Статья 25 . Права общественных организаций потребителей (объединений потребителей )
1 . Объединения потребителей имеют право :
1 ) изучать потребительские свойства продукции, спрос на нее, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых и реализуемых товаров и ценах на них;
2 ) проводить самостоятельно или обращаться в уполномоченные государственные органы по проведению экспертизы и испытания продукции;
3 ) получать от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и задач;
4 ) содействовать соответствующим государственным органам в осуществлении контроля за качеством продукции и обслуживания;
5 ) оказывать юридическую и консультационную помощь потребителям в соответствии с законодательством;
6 ) вносить предложения по разработке нормативных документов, устанавливающих требования к качеству продукции;
7 ) представлять и защищать интересы потребителей в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления в соответствии с законодательством;
8 ) вносить органам исполнительной власти и субъектам предложения
о мерах по повышению качества продукции,
о временном приостановлении выпуска и реализации продукции, не соответствующей установленным требованиям по качеству ,
о прекращении производства , изъятии из реализации продукции , представляющих опасность для жизни , здоровья и имущества граждан или наносящих ущерб окружающей среде , фальсифицированную и дефектную продукцию ,
а также о корректировке цен, установленных с нарушением законодательства;
9 ) обращаться с иском в суд о признании действий продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий .
При удовлетворении такого иска суд обязывает нарушителя довести решение суда в установленный им срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
Решение суда, вступившее в законную силу, о признании действий продавца, изготовителя ( предприятия, выполняющего их функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей является обязательным для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско - правовых последствий их действий по вопросам, имели ли место эти действия и были ли осуществлены они этими лицами;
10 ) в соответствии с законодательством защищать в суде права потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей (объединений потребителей);
11 ) обращаться в правоохранительные органы и органы исполнительной власти о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации продукции ненадлежащего качества;
12 ) информировать общественность о правах потребителей;
13 ) содействовать развитию международного сотрудничества в сфере защиты прав и интересов потребителей .

 

---------------------------------------------

З А К О Н   У К Р А Ї Н И
Про відповідальність за шкоду,  завдану внаслідок дефекту в продукції

http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3390-17