З А К О Н  У К Р А И Н Ы (выписки)  
"О туризме"
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/324/95-%D0%B2%D1%80

Настоящий Закон определяет общие правовые, организационные и социально - экономические основы реализации государственной политики Украины в области туризма и направлен на обеспечение закрепленных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) прав граждан на отдых, свободу передвижения, охрану здоровья, на безопасную для жизни и
здоровья окружающую среду , удовлетворение духовных потребностей и других прав при осуществлении туристических путешествий.
Он устанавливает принципы рационального использования туристических ресурсов и регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением туризма на территории Украины .

 

Статья 18. Сертификация и стандартизация в сфере туристической  деятельности
   Государственная система стандартизации в сфере туристической деятельности направлена ​​на:

- защита интересов потребителей и государства по вопросам безопасности туризма, жизни и здоровья граждан, охраны имущества и окружающей среды;
- классификацию туристических ресурсов Украины, обеспечение их охраны, установление предельно допустимых нагрузок на объекты культурного наследия и окружающей среды;
- повышение качества товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями -потребителей;
- обеспечение безопасности объектов туристических посещений с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- взаимозаменяемость и совместимость товаров, работ, услуг, их унификацию;
- создание нормативной базы функционирования систем стандартизации и сертификации товаров, работ, услуг.

   Сертификация товаров, работ, услуг в сфере туристической деятельности осуществляется в целях:

- предотвращения реализации товаров, работ, услуг, опасных для жизни, здоровья людей, имущества и окружающей среды;
- содействия потребителям в сознательном выборе товаров, работ, услуг;
- обеспечение соблюдения обязательных норм, правил, требований по охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
- гармонизации стандартов, норм и правил с международными стандартами, рекомендациями, нормами и правилами, касающимися требований к объектам посещения и туристических услуг, взаимодействия туроператоров, использования ограниченных туристических ресурсов, качества и видов туристических услуг.

   Перечень туристических услуг, подлежащих обязательной сертификации относительно безопасности для жизни и здоровья людей, защиты их имущества и охраны окружающей среды, порядок проведения сертификации услуг в сфере туристической деятельности определяются Кабинетом Министров Украины в соответствии с законом.

    Подтверждение соответствия туристических услуг осуществляется в установленном порядке.

 

Статья 19. Установление категорий объектов туристической инфраструктуры

     С целью повышения уровня туристического обслуживания, содействия потребителям в сознательном выборе туристических услуг, обеспечение равных возможностей субъектам туристической деятельности на рынке туристических услуг, обеспечения защиты прав и законных интересов, жизни, здоровья и имущества граждан, повышение уровня экологической безопасности объектам туристической инфраструктуры присваиваются категории качества и уровня обслуживания.

     Установление объектам туристической инфраструктуры (гостиницам, другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по размещению, заведениям питания, курортным заведениям и т.д. ) соответствующей категории осуществляется по заявлению его владельца.

     Виды категорий объектов туристической инфраструктуры, порядок их установления и изменения, а также порядок доведения до потребителей информации о виде объекта туристической инфраструктуры и о виде его категории определяются Кабинетом Министров Украина.

(прим. и Законодательством Украины)

     Установление категории объектов туристической инфраструктуры (гостиниц, других объектов, предназначенных для предоставления услуг по размещения, заведений питания, курортных учреждений и т.д.) осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере туризма и курортов, а объектов туристической инфраструктуры, расположенных на территории Автономной Республики Крым, - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам туризма.

(прим. и Законодательством Украины)

     Запрещается предоставлять услуги по размещению без наличия свидетельства об установлении соответствующей КАТЕГОРИИ

 

вставка  -----------------------------------------

 З А К О Н У К Р А Ї Н И  (выписки)

Про стандартизацію
http://hotelstars.crimea.ws/documents/legislation/zakony-o-standartizacii1
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2408-14

Этот Закон устанавливает правовые и организационные основы стандартизации в Украине и направлен на обеспечение единой технической политики в этой сфере.

Статья 1 . Основные термины и их определения

     консенсус - общее согласие, которое характеризуется отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, направленной на учет мнения всех сторон и сближение расходящихся точек зрения;

     стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный уполномоченным органом, который устанавливает предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики, касающиеся деятельности или ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги, соблюдение которых необязательно.

 

Статья 5. Цель и основные принципы государственной политики в сфере стандартизации

Целью стандартизации в Украине является обеспечение рационального использования природных ресурсов, соответствия объектов стандартизации их функциональному назначению, информирования потребителей о качестве продукции, процессов и услуг, поддержка развития международной конкурентоспособности продукции и торговли товарами и услугами.

Государственная политика в сфере стандартизации базируется на таких принципах:

- обеспечение участия физических и юридических лиц в разработке стандартов и свободного выбора ими видов стандартов при производстве или снабжении продукции, если другое не предусмотрено законодательством;

- открытости и прозрачности процедур разработки и принятия стандартов с учетом интересов всех заинтересованных сторон, повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей;

- доступности стандартов и информации относительно них для пользователей;

- соответствия стандартов законодательству;

- соблюдение международных и европейских правил и процедур стандартизации; (это о правилах HOTREC)

 

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 6. Субъекты стандартизации

 Субъектами стандартизации являются:

- центральный орган исполнительной власти по вопросам стандартизации;

- совет стандартизации и технической регуляции;

- технические комитеты стандартизации;

- другие субъекты, которые занимаются стандартизацией.

 

Статья 10. Другие субъекты, которые занимаются стандартизацией.

     Центральные органы исполнительной власти и организации (см. определение  тремина организации) имеют право в соответствующих сферах деятельности и в пределах полномочий с учетом своих хозяйственных и профессиональных интересов организовывать и выполнять работы по стандартизации, в частности:

     - разрабатывать, одобрять, принимать, просматривать, изменять стандарты соответствующего уровня и прекращать их действие, устанавливать правила их разработки, обозначения и применения;

     - создавать и вести реестры нормативно - правовых актов и нормативных документов для обеспечения своей деятельности и информационного обмена;

     - издавать и распространять свои стандарты, документы специализированных соответствующих международных и региональных организаций стандартизации, членами которых они являются или с которыми сотрудничают на основании положений об этих организациях или соответствующих договоров, а также делегировать эти полномочия другим организациям.

     Центральные органы исполнительной власти и организации должны информировать центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области стандартизации, о работах по стандартизации по своим направлениям для выполнения Кодекса добросовестной практики по разработке, принятию и применению стандартов в соответствии с Соглашением ВТО о технических барьерах в торговле, который является приложением к Маракешским соглашениям об учреждении ВТО 1994 года.

 

Раздел III. СТАНДАРТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Статья 11. Нормативные документы по стандартизации и применение стандартов

       В зависимости от уровня органа, который принимает или одобряет нормативные документы по стандартизации, они подразделяются на:

    - национальные стандарты, правила сложившейся практики и классификаторы, принятые или одобренные центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере
стандартизации, а также изданные им каталоги и реестры общегосударственного применения;

    - стандарты, технические условия и правила установившейся практики, принятые или одобренные другими органами и организациями, занимающихся вопросами стандартизации, а также изданные ими каталоги .

   
Стандарты применяются непосредственно или путем ссылки на них в других документах.
   
Стандарты применяются на добровольной основе, за исключением случаев , когда применение этих стандартов требуют технические регламенты.

     
Стандарты должны быть изложены таким образом, чтобы их невозможно было использовать с целью введения в заблуждение потребителей продукции, к которой относится стандарт, предоставлять преимущество производителю продукции или продукции в зависимости от места ее изготовления.

     
Порядок разработки, пересмотра, внесения изменений, принятия и опубликования стандартов устанавливается Законом Украины "Про стандарти, технічні регламенти та процедури оцінки відповідності "

 

 

З А К О Н   У К Р А Ї Н И (выписки)

Про стандарти, технічні регламенти та процедури оцінки відповідності
http://hotelstars.crimea.ws/documents/legislation/zakony-o-standartah-i-ocenki-sootvetstviya
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3164-15

Этот Закон определяет правовые и организационные принципы разработки и применения национальных стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия, а также основополагающие принципы государственной политики в сфере стандартизации, технической регуляции и оценки соответствия.

Статья 1. Определение терминов.

организации - предприятия, учреждения, организации, органы власти или другие учреждения, их подразделения или их объединения с правами юридического лица или без них, общественные организации или частные или основанные на иной форме собственности предприятия, учреждения, организации, выполняющие самостоятельные функции и имеют учредительный документ ( устав) и свою структуру управления;

Статья 2. Сфера действия Закона

Этот Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью в сфере стандартизации, технической регуляции, в том числе оценки соответствия, с применением ее результатов, и распространяется на субъекты ведения хозяйства независимо от их формы собственности и видов деятельности, органы государственной власти, а также на соответствующие общественные организации.

 

Статья 5. Общие принципы разработки и применения стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия

      Национальные стандарты, технические регламенты и процедуры оценки соответствия разрабатываются таким образом, чтобы не создавать или не приводить к созданию излишних препятствий в торговли.

 

конец вставки -----------------------------------------

 

ЗАКОН УКРАИНЫ  "О туризме" (продолжение)


     Статья 19-1. Информирование потребителей об условиях предоставления туристических услуг

     Любая информация, предоставленная туроператором ( турагентом), должна содержать достоверные сведения об условиях договора на туристическое обслуживание.

     Информация об условиях предоставления туристических услуг, которую туроператор ( турагент ) распространяет до заключения договора на туристическое обслуживания, должно доводится  в доступной, наглядной форме, быть разборчивой, понятной и содержать сведения о:

1 ) место предоставления туристических услуг, программу туристического обслуживания;
2 ) характеристику транспортных средств, осуществляющих перевозки, в частности их вид и категорию;
3 ) характеристику гостиниц и других объектов, предназначенных для предоставления услуг по временному размещению, в том числе место их расположения, КАТЕГОРИЮ, сведения о подтверждении соответствия услуг гостиницы установленным требованиям, сроки и порядок оплаты гостиничного обслуживания;
4 ) виды и способы обеспечения питания во время туристической путешествия;
6 ) цену туристических услуг.


    Туроператор (турагент) обязан соблюдать условия предоставления комплекса туристических услуг, о которых был проинформирован потребитель до заключения договора на туристическое обслуживание, кроме случаев, когда об изменении таких условий поставлен в известность потребитель до заключения договора или если изменения внесены на основании соглашения, заключенного между сторонами договора.

   До заключения договора на туристическое обслуживание потребителю туристического продукта предоставляется информация про:

3) туроператора (турагента), его местонахождение, почтовые реквизиты, контактный телефон, наличие лицензии на проведение туристической деятельности, сертификатов соответствия и другие сведения в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

7) состояние окружающей природной среды, санитарного и эпидемиологического благополучия;

 

"Статья 20. Договор на туристическое обслуживание

   По договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента) обязуется предоставить по заказу другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется оплатить его.

   К договору на туристическое обслуживание применяются общие положения договора о предоставлении услуг, если другое не предусмотрено законом.

   Договор на туристическое обслуживание заключается в письменной или электронной форме в соответствии с законом.

В договоре на туристическое обслуживание указываются существенные условия договора:

1) срок пребывания в месте предоставления туристических услуг с указанием дат начала и окончания туристического обслуживания;

2) характеристика транспортных средств, которые осуществляют перевозку, в частности их вид и категория, а также дата, время и место отправления и возвращения (если перевозка входит в состав туристического продукта);

3) отели и другие аналогичные средства размещения, их место расположения, КАТЕГОРИЮ, а также сведения о подтверждении соответствия услуг отеля установленным требованиям, срок и порядок оплаты гостиничного обслуживания;

4) виды и способы обеспечения питания;

8) другие субъекты туристической деятельности (их местонахождение и реквизиты), которые оказывают туристические услуги, включенные в туристический продукт;

9) страховщик, который осуществляет обязательное и/или добровольное страхование туристов по желанию туриста, других рисков, связанных с предоставлением туристических услуг;

10) правила въезда в страну (места) временного пребывания и пребывания там;

11) стоимость туристического обслуживания и порядок оплаты;

12) форма расчета.

   Изменение цены туристического продукта после заключения договора на туристическое обслуживание допускается только в случае необходимости учитывания изменения тарифов на транспортные услуги, внедрения новых или повышения действующих ставок налогов и сборов и других обязательных платежей, изменения курса гривни к иностранной валюте, в которой выражена стоимость туристического продукта.

   Изменение цены туристического продукта возможно не позже чем за 20 дней до начала туристического путешествия. При этом увеличение цены туристического продукта не может превышать пяти процентов его начальной цены. В случае, если цена туристического продукта выше начальной цены на пять процентов, турист имеет право отказаться от выполнения договора, а туроператор (турагент) обязан вернуть ему ранее оплаченную сумму.

   Каждая из сторон договора на туристическое обслуживание до начала туристического путешествия может требовать внесения изменений в этот договор или его расторжения в связи с изменением существенных условий договора и обстоятельств, которыми они руководствовались во время заключения договора, в частности в случае:

1) ухудшения условий туристического путешествия, изменения его сроков;

2) непредвиденного повышения тарифов на транспортные услуги;

3) введения новых или повышения действующих ставок налогов и сборов, других обязательных платежей;

4) существенного изменения курса гривни к иностранной валюте, в которой выражена цена туристического продукта;

5) договоренности сторон.

   Туроператор (турагент) обязан не позже чем через один день со дня, когда ему стало известно об изменении обстоятельств, которыми стороны руководствовались во время заключения договора на туристическое обслуживание, и не позже чем за три дня до начала туристического путешествия сообщить туристу о таком изменении обстоятельств с целью предоставления ему возможности отказаться от выполнения договора без возмещения ущерба туроператору (турагенту) или внести изменения в договор, изменив цену туристического обслуживания.

   Туроператор или турагент вправе отказаться от выполнения договора только при условии полного возмещения заказчику убытков, подтвержденных в установленном порядке и причиненных в результате расторжения договора, кроме случая, если это состоялось по вине туриста.

   Турист вправе отказаться от выполнения договора на туристическое обслуживание до начала туристического путешествия при условии возмещения туроператору (турагенту) фактически осуществленных им документально подтвержденных расходов, связанных с отказом.

   Туроператор несет перед туристом ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание, кроме случаев, если:

невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание произошло по вине туриста;

невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание произошло по вине третьих лиц, не связанных с предоставлением услуг, указанных в этом договоре, и ни одна из сторон об их наступлении не знала и не могла знать заранее;

невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание произошло в результате наступления форсмажорных обстоятельств или является результатом событий, которые туроператор (турагент) и другие субъекты туристической деятельности, которые оказывают туристические услуги, включенные в туристический продукт, не могли предусмотреть.

  Договор на туристическое обслуживание может предусматривать компенсацию в случае причинения ущерба туристу невыполнением или ненадлежащим выполнением туристических услуг, включенных в туристический продукт, в соответствии с международными конвенциями, которые регламентируют предоставление таких услуг.

   Качество туристических услуг должно отвечать условиям договора на туристическое обслуживание, порядок и способы защиты нарушенных прав туристов определяются Законом Украины "О защите прав потребителей".

   Ответственность за ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу туриста, устанавливается законом, если договором на туристическое обслуживание не предусмотрена более высокая ответственность туроператора".

 

   Статья 28. Объединение субъектов туристической деятельности и неприбыльные организации в области туризма

     Участники отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности, - юридические лица и граждане, которые предоставляют туристические услуги, в зависимости от цели могут образовывать объединения предприятий, являющихся юридическими лицами или без создания юридических лиц, или вступать в такие объединения в порядке, определенном Хозяйственным кодексом и другими законами.

     С целью реализации и защиты своих прав и законных интересов в области туризма субъекты туристической деятельности могут создавать неприбыльные организации в сфере туристической деятельности в порядке, определенном Гражданским кодексом Украины или Законом Украины "Об объединении граждан "  или другими законами.

  Граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства с целью реализации и защиты прав и законных интересов могут объединяться в общественные организации туристической направленности.


 Неприбыльные организации в области туризма могут направлять свою деятельность на :
     - формирование и распространение информации о туристических ресурсах Украина;
     - подготовку предложений по развитию туризма, курортно - рекреационной сферы, охраны туристических ресурсов Украины, их сохранения и восстановления, порядка использования;
     - популяризацию туризма и поощрения развития;
     - разработку собственных стандартов туристического, гостиничного, экскурсионного и другого обслуживания, одобрение кодексов установившейся практики и правил профессиональной этики;
     - внедрение собственных систем контроля качества осуществления туристической деятельности;
     - предложения для совместного использования юридическими лицами и гражданами- предпринимателями, которые предоставляют туристические услуги, знаков для товаров и услуг;
     - совершенствование образовательных программ по профессиональному обучению в области туризма, повышения уровня профессиональной подготовки работников и специалистов в области туризма;
     - саморегулирования в области туризма;
     - реализацию и защиту общих прав и интересов участников туристической деятельности;
решения других задач, не противоречащих законодательству Украина.

   Общественные организации туристической направленности могут в соответствии с законом представлять интересы граждан – потребителей туристических услуг.

                

            Раздел VI
           КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА.
           ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  УКРАИНЫ О ТУРИЗМЕ

     Статья 29. Органы, уполномоченные на осуществление контроля деятельности в области туризма

     Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица в случаях и в порядке, определенных законом, осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам туристической деятельности, проводят проверки качества предоставляемых ( предоставленных) туристических услуг, соблюдения лицензионных условий, стандартов, норм и правил относительно осуществления туристической деятельности и в соответствии с законом взыскивают и принимают других мер за нарушение законодательства в области туризма.

     Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства в области туризма

     Нарушение законодательства в области туризма влечет за собой ответственность по закону.

     Нарушениями законодательства в области туризма являются:

     - осуществление туристической деятельности без получения соответствующего разрешения ( лицензии) или несоблюдение лицензионных условий по предоставлению туристических услуг;

    -  привлечение к предоставлению туристических услуг лиц, не соответствуют установленным законодательством соответствующим квалификационным требованиям и не имеют соответствующие разрешения на право осуществления туристического сопровождения в случаях, определенных этим законом;

    - предоставления туристических услуг, подлежащих обязательной сертификации, без проведения такой сертификации в установленном порядке;

    - непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление туристу информации, не соответствующей действительности;

     - нарушение требований стандартов, норм и правил в области туризма;

     - незаконное использование категории объекта туристической инфраструктуры;

     - нарушение условий договора между туристом и субъектом туристической деятельности по предоставлению туристических услуг;

     - невыполнение распоряжений уполномоченных органов и лиц об устранении нарушений лицензионных условий;

     - нарушение правил охраны или использования объектов туристической инфраструктуры, уничтожение или повреждение объектов посещения;

     - создание препятствий уполномоченному на то законом должностному или служебному лицу в осуществлении контроля за туристической деятельностью, в проведении проверки качества предоставляемых ( предоставленных) туристических услуг или соблюдении лицензионных условий, стандартов, норм и правил осуществление туристической деятельности;

    - незаконное вмешательство в осуществление туристической деятельности;

    - разглашение сведений, составляющих конфиденциальную или другую охраняемую законом информацию.
    

Законами может предусматриваться ответственность и за другие нарушения в сфере туристической деятельности.

     Статья 31. Ответственность органов государственной власти,  органов местного самоуправления, их должностных и должностных лиц в области туристической деятельности

     Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица в области туристической деятельности за нарушение законодательства несут ответственность согласно закону.

     Решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом.

     Вред, причиненный органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами физическим или юридическим лицам при исполнении ими возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законом.