З А К О Н   У К Р А Ї Н И
Про стандарти, технічні регламенти та процедури оцінки відповідності

http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3164-15

Этот Закон определяет правовые и организационные принципы разработки и применения национальных стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия, а также основополагающие принципы государственной политики в сфере стандартизации, технической регуляции и оценки соответствия.

 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение терминов.
В этом Законе сроки употребляются в таком значении:

     установленные требования - требования, установленные в технических регламентах, стандартах, кодексах установившейся практики и технических условиях;

     эквивалентность - достаточность различных результатов оценки соответствия для обеспечения одного и того же уровня подтверждения соответствии по одним и тем же установленным требованиям;

     комментарии - замечания и предложения к проектам стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия;

     контроль - проверка проектной документации на продукцию, процесса ее изготовления и монтажа и определение ее соответствия установленным требованиям;

     международные договоры Украины - любые международные договоры Украина, в том числе двусторонние и многосторонние, о взаимном признании, разработке и применении стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия, стороной которых является Украина;

     орган по оценке соответствия - предприятие, учреждение, организация или их подразделение, осуществляющие деятельность по оценке соответствия, включая калибровку, испытания, сертификацию и инспектирования

     орган, который назначает, - орган, определенный или уполномоченный Президентом Украины назначать органы по оценке соответствия, приостанавливать или отменять их назначение либо отменять временное приостановление действия их назначения,

     организации - предприятия, учреждения, организации, органы власти или другие учреждения, их подразделения или их объединения с правами юридического лица или без них, общественные организации или частные или основанные на иной форме собственности предприятия, учреждения, организации, выполняющие самостоятельные функции и имеют учредительный документ ( устав) и свою структуру управления;

     оценка соответствия - процесс, который демонстрирует, что установленные требования к продукции, процесса, услуги, системы, лица или органа были выполнены;

     подтверждение соответствия - выдача документа (декларация о соответствии или сертификат соответствия) на основе решения, принимаемого после проведения соответствующих (необходимых) процедур оценки соответствия, доказавших исполнение установленных требований;

     услуга - результат экономической деятельности, не создает товар, но продается и покупается во время торговых операций;

     процедура оценки соответствия - любая процедура, которая прямо или косвенно используется для определения того, выполняются установленные в соответствующих технических регламентах или стандартах требования.  Процедуры оценки соответствия включают процедуры отбора образцов, испытания, осуществление контроля, оценку, проверку, регистрацию, аккредитацию и утверждение, а также их сочетание;

     назначение - предоставление органом, определенным или уполномоченным Президентом Украины, органа по оценке соответствия права выполнять определенную деятельность по оценке соответствия требованиям технических регламентов;

     риск - возможность возникновения и вероятные масштабы последствий негативного воздействия в течение определенного периода времени;

     государственный рыночный надзор - термин употребляется в значении, определенном Законом Украины " О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции";

     техническое регулирование - правовое регулирование отношений в сфере установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции или связанных с ней процессов, систем и услуг, персонала и органов, а также проверка соблюдения путем оценки соответствия и / или рыночного надзора;

     технический регламент - закон Украины или нормативно-правовой акт, принятый Кабинетом Министров Украины, в котором определены характеристики продукции или связанные с ней процессы или способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и маркировке, применяются к определенной продукции, процессу или способа производства.

 

Статья 2. Сфера действия Закона

Этот Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью в сфере стандартизации, технической регуляции, в том числе оценки соответствия, с применением ее результатов, и распространяется на субъекты ведения хозяйства независимо от их формы собственности и видов деятельности, органы государственной власти, а также на соответствующие общественные организации.

Требования этого Закона не распространяются на процедурные вопросы относительно разработки, принятия, пересмотра, внесения изменений и отмены технических регламентов, которые утверждаются законом.

Действие этого Закона не распространяется на санитарные мероприятия, которые разработаны и применяются для защиты человека от рисков, связанных с пищевыми продуктами; фитосанитарные мероприятия, которые разработаны и применяются для защиты растений от вредных организмов; ветеринарно-санитарные мероприятия, которые разработаны и применяются для защиты жизни и здоровья человека и животных от болезней животных, а также на обращение с ядерными материалами, лекарственными средствами, на строительные нормы, стандарты медицинских услуг, бухгалтерской отчетности, образования и другие социальные стандарты, которые регулируются законодательством Украины.

 

Статья 4. Объекты стандартизации и технического регулирования

      Объектами стандартизации и / или технического регулирования является продукция, процессы и услуги, в частности материалы, составляющие, оборудование, системы, их совместимость, правила, процедуры, функции, методы или деятельность, персонал и органы, а также требования к терминологии, обозначениям, фасовки, упаковки, маркировки, этикетирования, системы управления качеством и системы экологического управления.
 
 Статья 5. Общие принципы разработки и применения стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия

      Национальные стандарты, технические регламенты и процедуры оценки соответствия разрабатываются таким образом, чтобы не создавать или не приводить к созданию излишних препятствий в торговли.

      Национальные стандарты, технические регламенты и процедуры оценки соответствия должны разрабатываться на основе :
       - международных стандартов, если они уже приняты или находятся на завершающей стадии разработки, за исключением случаев, если они неэффективны или несоответствующими учитывая недостаточный уровень защиты или базовые климатические, географические условия, особенности государства, условия и существенные технологические проблемы;
      - региональных стандартов - только в том случае, если международные стандарты не могут быть использованы по причинам, указанным в предыдущем абзаце
      - стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия или соответствующих их частей государств, являющихся членами соответствующих международных или региональных организаций, или с которыми заключены соответствующие международные договоры Украины (договоры о
взаимном признании, разработке и применении стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия);
      - научных достижений, знаний и практики.

     В случае если международные стандарты, определенные в части второй настоящей статьи, не берутся за основу для стандарта, технического регламента или процедуры оценки соответствия, дается письменное объяснение на запрос заинтересованной стороны.

     Стандарты, технические регламенты и процедуры оценки соответствии должны, если возможно, учитывать особые потребности развития, финансовые и торговые потребности государств - членов ВТО, что развиваются.

     Стандарты и технические регламенты должны быть точными, четкими и структурно унифицированными, а требования, по возможности, должны касаться характеристик продукции, а не требований к ее конструкции или описания.
 

Раздел II
ПРОЦЕДУРЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ СТАНДАРТОВ

Статья 8 .  Предложения по проведению работ по стандартизации 

     Заинтересованные стороны представляют предложения по проведению работ по стандартизации центральному органу исполнительной власти, что реализует государственную политику в области стандартизации. Форма и сроки предоставления предложений устанавливаются центральным органом исполнительной власти,  обеспечивающим формирование государственной политики в сфере стандартизации.

    Предложения по разработке национального стандарта рассматриваются соответствующим техническим комитетом с учетом приоритетов в стандартизации . Принимая решение о предложения по разработке национального стандарта, соответствующий технический комитет должен принимать во внимание действующие международные или региональные стандарты или такие, которые находятся на завершающей стадии разработки , а также особенности государства, соответствующую информацию, географические и климатические характеристики страны и уровень ее экономического развития. При этом преимущество в применении должна предоставляться действующему или такому, что находится на завершающей стадии разработки, международному стандарту.

   Другие стандарты, кроме международных, могут использоваться только в случае, если использование международного стандарта или его части было бы неэффективным или несоответствующим по следующим причинам, в частности,

как требования национальной безопасности,

предотвращение мошеннических действий ,

защиты жизни или здоровья человека, животных или растений,

а также защита окружающей среды;

климатические или другие географические факторы;

существенные технологические или инфраструктурные проблемы.

     Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области стандартизации, сообщает стороне, предоставившей  предложения о решении технического комитета не позднее чем через 60 дней со дня получения предложений.

     Стандарт считается таким, что находится на стадии разработки, со дня принятия решения о его разработке до дня его принятия центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере стандартизации.

     Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере стандартизации, устанавливает критерии, форму и другие процедуры для рассмотрения предложения по разработке национальных стандартов.

Статья 9 . Подготовка программы работ по стандартизации

     Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области стандартизации, на основе предложений заинтересованных сторон готовит программу работ по стандартизации, в которой включаются работы по разработке, пересмотру, внесению изменений в национальных стандартов.

     Программа работ по стандартизации составляется для координации разработки национальных стандартов для различных видов деятельности и гармонизации национальных стандартов с соответствующими международными и региональными стандартами.

     Центральный орган исполнительной власти , реализующий государственную политику в области стандартизации, должен принимать меры для избежание дублирования работы соответствующих международных или региональных организаций.

     Программа работ по стандартизации должна содержать классификацию для каждого стандарта согласно методике соответствующих международных или региональных организаций, этапом достигнутого в разработке стандарта и ссылками на международные стандарты, взятые за основу.

     Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области стандартизации, должен по меньшей мере один раз в шесть месяцев публиковать программу работ по стандартизации с указанием своего названия и адреса , а также названий конкретных проектов стандартов, разрабатываемых или пересматриваемых.

    Сообщение об обнародовании программы работ по стандартизации публикуются в официальном издании центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере стандартизации.

     После обнародования программы работ по стандартизации центральный орган исполнительной власти , реализующий государственную политику в сфере стандартизации, должен сообщить об этом соответствующие международные или региональные организации, используя форму отчетности этих организаций.